Гарри Эверетт Смит (29 мая 1923 г., Портленд, Орегон - 27 ноября 1991 года, Нью-Йорк) - американский архивист, этномузыковед, студент факультета антропологии, коллекционер виниловых пластинок, режиссер-экспериментатор, художник и мистик. Кроме своих фильмов, Смит широко известен «Антологией американской народной музыки».
Антология американской народной музыки
«Антология американской народной музыки» представляет собой сборник записей американской фолк- и кантри-музыки (с 1926 по 1932 гг) на виниловых пластинках (78 оборотов). «Антология» была выпущена в 1952 году на Folkways Records на трех двойных LP. В 1997 году альбом был переиздан на Smithsonian Folkways Recordings и продавался в виде упакованного набора из шести компакт-дисков. Задуманный еще в 50-е годы четвертый релиз альманаха тогда, к сожалению, не вышел, но стал доступен на Revenant Records в 2000 году.
Считается, что этот сборник в значительной степени оказал влияние на возрождение фолка и блюза в 50-х и 60-х годах. Так, «Антология» повлияла на творчество Блайнда Лемона Джефферсона, Миссисипи Джона Херта, Дика Джастиса и многих других музыкантов, таких как Боб Дилан, Кларенс Эшли и Джоан Баэз и легендарных артистов из The Carter Family. «Антология» Гарри Смита была библией народной музыки конца 1950-х и начала 1960-х фолк-сцены Гринвич-Виллиджа. Как указано в буклете к переизданию 1997 года, покойный музыкант Дэйв Ван Ронк отметил, что «мы все знали каждое слово каждой песни в нем, в том числе те, которые мы ненавидели».
Смит отредактировал и сориентировал дизайн сборника, в том числе и обложки, на тему мистического трактата ученого алхимика Роберта Фладда. Смит также написал короткие обзоры к песням в коллекции, которые походили на газетные заголовки. Например, к песне «King Kong Kitchie Kitchie Ki Me O» Чабби Паркера Смит сделал пометку: «Зоологическое смешение, достигнутое бракосочетанием мыши и лягушки и одобренное родственниками».
Смит не зря для своего альманаха, составленного из накопленной личной коллекции виниловых пластинок, взял именно период с 1927 по 1932 годы. Смит выбрал эти конкретные годы в качестве границ, поскольку считал, что «в 1927 году стало возможным точное воспроизведение музыки путем электронной записи, а в 1932 году депрессия остановила коммерческое распространение народной музыки».
Смит получил запоздалый Грэмми за свой вклад в эту коллекцию незадолго до своей смерти, в 1991 году.
В дополнение к составлению сборника Смит также записывал музыку Аллена Гинсберга, который жил некоторое время в 90-х в Нью-Йорк и играл нью-йоркский блюз (баллады и песни). Он записал первый альбом The Fugs в 1965 году, записал и выпустил набор мульти-LP на Folkways и в 80-х записал тысячи часов «полевых записей» для проекта под названием «Deonage».
Экспериментальный кинорежиссер
Наиболее часто критики уделяли внимание его экспериментальной работе с пленкой. Он создал экстравагантную абстрактную анимацию путем раскрашивания и редактирования киноленты вручную. Темы мистики, сюрреализма и дадаизма были общими элементами в его работе.
Информация, особенно о ранних фильмах Смита, очень противоречивая. Отчасти это из-за незавершенного характера экспериментального кино. Фильмы часто переиздавались и обрабатывались (отсюда различные среды выполнения) и иногда включали собранные кадры из разных фильмов с различными музыкальными треками. Например, авторские фильмы, теперь известные как № 1, 2, 3, и 5 сопровождались импровизациями джаз-бэнда, который 12 мая 1950 года записывался в рамках серии «Искусство в кино» куратором и другом Смита Фрэнком Штауффахером в Сан-Франциско в Музее искусств.