Джаз-фанк (Jazz, Funk, Soul, R&B) - поджанр джазовой музыки и характеризуется сильным «back beat», электрозвуками и зачастую ведущим инструментом является электронный аналоговый синтезатор. Интеграция музыки и стилей фанк, соул и R&B в джаз привело к созданию жанра, чей спектр весьма широк: от сильной джазовой импровизации на соул, фанк и диско с джазовыми аранжировками до джазовых риффов и джазового соло, а иногда и с соул-вокалом. Джаз-фанк является, в основном, американским музыкальным жанром. Виниловые пластинки с композициями джаз-фанк были популярны на протяжении 1970-х и в начале 1980-х, а в середине 1970-х годов джаз-фанк также исполнялся в клубах Англии. К другим возможным названиям для этого жанра можно отнести соул джаз, джаз-фьюжн, но они не полностью соответствуют джаз-фанк. В частности, в джаз-фанк меньше вокала, больше аранжировок, чем в соул-джазе, и он сохраняет сильное чувство ритма R&B по сравнению с некоторыми композициями в стиле джаз-фьюжн.
Музыкальный подход
В точки зрения джазового спектра, характеристики джаз-фанк (джаз, фанк, соул, R&B) включают в себя отход от тройного ритма (триплета) к более танцевальному и незнакомому двойному ритму, известному как «groove». Потому нет ничего удивительного в том, что этот тип джаза ассоциируется с понятием фанк – жанром, в котором создан этот ритм groove, введенным по инициативе барабанщиков Джеймса Брауна, Клайда Стаблфилда и Джона «Jabo» Старкса. Джаз-фанк также получил влияние традиционной африканской музыки, насыщен латиноамериканскими ритмами и ямайским регги.
Вторая характеристика музыки джаз–фанк - это использование электрических инструментов, таких как Родес-пиано или электрической бас-гитары, особенно в джаз-фьюжн (или electro-jazz), и первое использование аналоговых электронных инструментов. В частности, Херби Хэнкок, исполнитель джаз-фанк, на сцене или в студии был в окружении нескольких синтезаторов Moog. Виниловые пластинки The ARP Odyssey, ARP String Ensemble и Hohner D6 Clavinet также стали популярными в то время.
Третьей особенностью этого жанра является изменение пропорций между композицией и импровизацией. Аранжировки и мелодии, и в целом тексты, подчеркнуто сильные. Это изменение было не только спорным творческим выбором для самой музыки, это подпитывало увлечение американцев танцами, которые содержали смесь веселого хип-хопа и немного чечетки.
Двойственность жанра
В своей концепции жанр джаз-фанк изредка рассматривается как «джаз для танцевальных залов». Предполагалось, что это будет музыка не интеллектуальная и не рассчитанная на элиту, что привело к разногласиям о музыке Crossing Over у музыкальных критиков. Но этот жанр делал джаз гораздо более популярным и рассчитанным на широкие массы населения (например, двойной ритм джаз-фанк вместо триплета). Большинство электрических гитар и клавишных получили широкое признание как джазовых инструментов. Сторонники жесткого курса джаза предлагали даже запретить этот жанр. Так, критике подверглись Джон Колтрейн, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок. Дональд Берд был так же сильно раскритикован, когда выпустил альбом «Black Byrd» на лейбле Blue Note. Эта виниловая пластинка стала самым продаваемым альбом Blue Note в ту эпоху.